«Духовный маяк». Из истории Кутузовского Богородицкого женского монастыря

  • 20 Июля 2016, 11:29

Настоящим местом паломничества верующих является Кутузовский скит Свято-Троице-Серафимо - Дивеевского монастыря, расположенный в 12 километрах от трассы Арзамас-Кулебаки-Муром; в 80 километрах от Дивеева и является самым дальним от монастыря

Взору паломников открывается прекрасная поляна, а на ней белый величественный собор с голубыми луковичными куполами и золотыми звездами, историко-архитектурный памятник.
Рождение основательницы монастыря Неониллы Борисовны Захаровой было предсказано Преподобным Серафимом Саровским. Её дед Козьма был на богомолье в Саровской пустыни, побывал и у Преподобного. Батюшка Серафим, увидев его, радостно воскликнул:
- Родилась назад тому три дня в Давыдове девочке, имя ей Ниленька, людям она будет на посмеяние, Царице Небесной на прославление.
Существует предание, что лет через пять после описанного события Преподобный по каким-то нуждам монастыря предпринял путешествие в Муром и по дороге зашёл в Давыдово, где росла девочка.
- Это дитя, - предсказал Преподобный, - до двадцати лет будет глупо, а с двадцати станет совершенно разумно. Так угодно Царице Небесной. Через отроковицу сию просветится не только здешнее место, но и ещё одно.
На двадцатом году жизни Неонилла положила начало небольшой общине сестёр под покровом чудотворного образа «Утоли моя печали». Но, в результате воздвигнутых на Неониллу гонений, ей и неразлучной с ней сестре Агриппине пришлось покинуть основанную ими Дальне-Давыдовскую пустынь.
Сестёр приютили крестьяне села Гремячева, а местный землевладелец князь Д.Ф.Звенигородский пожертвовал в пользу сестёр около трёх десятин земли близ реки Ломовки. В этом месте у князя когда-то был богатый скотный двор, а теперь от него оставалась одна скотная изба. Это место носило название Кутузово по фамилии скотника Кутузова. 8 ноября 1864 года сёстры обосновались на новом месте.
Святость места засвидетельствована была видением старику Кутузову и многим другим, бывшим тогда с ним: летом, под вечер, с неба спустились три огненных столба – именно на то место, где теперь расположена обитель; между столбами был виден крест и слышалось приятное пение.
Следующие семь сестёр поселились к святкам 1865 года в трёх кельях, построенных усердием крестьян из окрестных деревень. Через пять лет было освоено уже 30 десятин земли. Но в 1872 году тяжело заболела и скончалась сестра Агриппина, затем, в 1875 году, также после мучительной болезни отошла в вечность первоначальница обители Неонилла. Обе были погребены близ церковного алтаря.
После того как управление приняла монахиня Магдалина, начался расцвет общины. До революции Кутузовский монастырь владел 875 десятинами земли, из них 210 леса, 143 десятинами пашни, 50 десятинами лугов. Сёстры кроме обычного послушания занимались шитьём церковных облачений, вышивкой, вязанием, прядением льна и ткачеством. С 1890 года открылась иконописная мастерская, сёстры обучались иконописи в Серафимо-Дивеевском монастыре; башмачному ремеслу с благословения старца Варнавы обучались в Выксунском Иверском монастыре.
Главной заботой матери Магдалины стало осуществление давнишней мечты всей обители – постройки большого каменного храма на том самом месте, где Неонилле было явление Богоматери. Великим постом 1877 года освятили место будущего собора и поставили там крест. Однако началось строительство только в 1886 году, происходило с большими трудностями, почти без средств и продолжалось 19 лет. Мать Магдалина скончалась в 1900 году, не дожив до освящения Собора пять лет.
В декабре 1902 года Кутузовская община была преобразована в женский монастырь во главе с игуменьей Анфисой. К 1907 году число сестёр в Кутузовском монастыре превосходило 300 человек. Для сестринских келий и мастерских построено было около 20 деревянных корпусов, не считая хозяйственных служб. При монастыре имелась богадельня на 11 кроватей и школа, где учились грамоте и рукоделию дети из окрестных селений. Находили в обители приют и руководство к доброй трудовой жизни и малолетние преступницы…
Одной из главных святынь монастыря была икона Пресвятой Богородицы "Утоли моя печали". При большой иконе преподобного Серафима Саровского в особой витрине хранилось несколько вещей Батюшки: довольно изношенная власяница, поручи, параман, лоскуток от мантии, лоскуток от рубашки, бывшей на нем, когда на него напали разбойники, часть его волос и два ногтя, нитяные носки, бумажный платок, сумка и деревянный ящик, в котором у Старца хранились свечи.
На территории монастыря находится небольшой пруд, созданный собственноручно известным в здешних местах подвижником Иваном Терентьевичем Яшиным.  Он скончался 28 мая 1893 года и был похоронен на монастырском кладбище, вблизи первоначальниц Неониллы и Агриппины. Здесь по его молитвам до сих пор происходят исцеления.
По преданию будучи послушником Прохором, преподобный Серафим, проходя в Муром по этим местам, оставил в лесу небольшой камешек, пророчески предсказав, что место это будет свято. С тех пор камень этот стал расти, превратившись в большой валун, источая исцеления с верою приходящим. В годы гонений на церковь этот камень пытались увезти с этого места с помощью крана и тракторов, но камень крутился и с места не сдвинулся. 
6 января 1930 года Кутузовский монастырь разделил горькую участь Русской Православной Церкви: храмы его были закрыты и разграблены, а насельницы изгнаны. В день памяти преподобного Серафима Саровского сестры покинули родную обитель, и с тех пор следы разорения и запустения надолго воцарились на святом месте. Колокольню и деревянную церковь полностью снесли, завалив их обломками монастырское кладбище. В трапезном корпусе размещался клуб. Собор стоял без крестов, зияя выбитыми окнами; обшивка куполов была содрана, а на кровле выросли деревья.
Но наступили новые времена, и предстательством преподобного Серафима Саровского, чудотворца, обитель стала возрождаться. 25 декабря 1992 года территория бывшего Кутузовского монастыря общей площадью 72 га была передана для восстановления Серафимо-Дивеевскому монастырю, но уже в качестве скита. 20 марта 1993 года сюда прибыли первые 5 сестер и разместились в трех кельях бывшего игуменского корпуса, в котором одновременно продолжали жить прежние жильцы. Началась расчистка бывшей трапезной, представлявшей собой одни обветшавшие каменные стены, без кровли и перекрытий, без окон и дверей. Как только над зданием была возведена кровля, решили установить над ним крест, чтобы впоследствии устроить здесь домовую церковь.
На это торжество 27 сентября 1993 года, в праздник Воздвижения Животворящего Креста, в Кутузовку съехалось такое количество народа из окрестных сел и деревень, сколько не было впоследствии даже при освящении храмов. Во время водосвятного молебна с акафистом Животворящему Кресту внезапно на безоблачном небе появились две яркие радуги и были видны в продолжение всего молебна, вплоть до самой установки креста, а затем медленно растаяли, превратившись в три радужных шара. Все увидели в этом чудесном видении знак благоволения Божия к сему месту. Поначалу, пока не было своего храма, сестры собирались для молитвы к местным старушкам-молитвенницам, которые несли ежедневный молитвенный подвиг, вычитывая службы по монастырским книгам все то время, пока обитель была закрыта. Сохранились у них лампадка и Псалтирь из старого монастыря.
Исповедоваться и причащаться сестры ездили в Дивеево, за 80 км, по труднопроходимым лесным дорогам. По праздникам вместе ходили молиться на прудок старца Иоанна и на святой камушек.
В июле 1994 года начались работы по восстановлению главного собора, которые были также ознаменованы чудным сигналом благоволения Божия: в лучах закатного солнца над собором появились две радуги. 10 мая 1995 года прибыл в Кутузовку высокопреосвященнейший Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский, для освящения престола домовой церкви в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали". На следующее утро, им были освящены и 5 позолоченных крестов для собора.
После совершения Божественной Литургии в новоосвященном храме Владыка обратился к собравшимся с такими словами: "Милость Божия и воля Преблагословенной Владычицы, а также и наши слезы наконец-то растопили тот лед, в который была закована эта святая обитель. И послал Бог милость Свою, и обитель снова возрождается..."
На первом этаже трапезного корпуса, как и предполагалось, были устроены 5 келий для сестер, трапезная и кухня, а с южной стороны к зданию была пристроена каменная звонница. 20 ноября 1995 года был освящен и второй придел домовой церкви в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница". Летом 1997 года закончились работы по наружной отделке собора, он был оштукатурен и побелен. После снятия лесов взору присутствующих величественно предстал белоснежный сказочный собор с новыми куполами и сияющими крестами, словно вознесшийся над необозримым лесным простором.
При благоустройстве территории вокруг собора были обнаружены склепы бывшего монастырского кладбища и фундамент первоначальной деревянной церкви. Выстроен двухэтажный сестринский корпус, архиерейский дом, гостиница, гаражи и другие хозяйственные помещения, возводена часовня над артезианской скважиной, снабжающей скит водой. Восстанавливается игуменский корпус.
Самые трудные годы первоначального возрождения Кутузовского скита проходили при скитоначальнице монахине Зиновии (с 2003 года скитоначальнице Знаменского скита). На сегодняшний день в скиту подвизается 35 сестер. Скитоначальница с января 2003 года – инокиня Наталия.
13 сентября 2006 года архиепископ Нижегородский и Арзамазский Георгий в присутствии духовенства и игумении Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря матушки Сергии освятил главный престол собора в честь Спаса Нерукотворного, а через год 22 июня 2007 года состоялось освящение правого предела - в честь Богоотцев Иоакима и Анны.
Согласно уставу в 6 часов утра в храме начинается полунощница. Затем читается акафист - попеременно - в честь икон Божией Матери "Утоли моя печали" и "Скоропослушница", а также акафист преподобному Серафиму, после чего совершаются часы и литургия. Когда литургии нет, сестры продолжают совместно исполнять Дивеевское молитвенное правило: 12 псалмов и 300 поклонов. Также как и в других скитах, установлено чтение неусыпаемой Псалтири. Послушания в скиту различные: на скотном дворе, летом - полевые работы: покос, огород, пасека, сбор и заготовка ягод и грибов; на ремонтно-строительных работах, пение на клиросе (за эти годы в скиту создался небольшой, но слаженный хор), выпечка просфор. По окончании вечерней службы и трапезы совершается Крестный ход вокруг скита с иконой Божией Матери. Особо торжественно здесь отмечаются престольные праздники 7 февраля - иконы Божией Матери «Утоли моя Печали», 29 августа - Спаса Нерукотворного, 22 сентября - Богоотцев Иоакима и Анны и 22 ноября - иконы Божией Матери «Скоропослушница», как правило, архиерейским служением при большом стечении молящихся.
Так возрождается монашеская жизнь в одной из многочисленных восстающих из разорения обителей…
Использованы материалы книги «Кулебаки. В краю родном», 2012; Кутузовский скит - записки паломников.