"Любимый город может спать спокойно"

  • 18 Июля 2016, 14:53

Для кулебачан, помимо обязательной и почётной обязанности по защите своей Родины в Вооружённых силах России, наличие или отсутствие военной мощи всегда ассоциировалось с полётами реактивной военной авиации, базирующейся в Саваслейском гарнизоне.

Рёв реактивных двигателей над городом даже вызывал и вызывает у некоторой категории граждан раздражение, мол, неужели нельзя маршрут полётов вынести за пределы городского воздушного пространства. Вопрос изучали руководители района и получили вполне конкретный ответ: пролегающий над городом курс является взлётно-посадочным и изменить его можно разве что перестроив всю инфраструктуру военного аэродрома.
Кроме того, в 90-е самолётный гул прекратился… И кому как, но многим стало как-то неуютно. Появились неприятные мысли: а что если такая тишина сейчас везде по армейским гарнизонам?
Авиационного топлива тогда катастрофически не хватало. Если во времена СССР обучаемый лётчик набирал 100-120 лётных часов в год, то в 90-е этот показатель упал до 10-20 часов. Для постоянной боевой готовности на тот период Центром подготовки лётного состава в Саваслейке была выбрана одна наиболее подготовленная группа. Многие лётчики, которые лейтенантами приходили в полки, затем быстро разочаровывались в службе и большинство из них ушло на гражданку. В авиации остались лишь люди, мечтавшие о небе с детства, лётчики по призванию и убеждению.
По некоторым данным Егор Гайдар лично выходил с инициативой закрытия Саваслейского Центра. И, тем не менее, 54-й гвардейский истребительный авиационный полк удалось сохранить, были сохранены самолёты и личный инженерно-технический состав.
В 1998 году после расформирования Правдинского авиационно-истребительного полка, в Саваслейку были переброшены находившиеся там на вооружении самолеты МиГ-31. Были созданы две эскадрильи – Су-27 и МиГ-31. Так продолжалось до 2002 года, когда, в соответствии с директивой министра обороны РФ, 54-й гвардейский авиационный истребительный краснознаменный полк был расформирован, и на его основе была создана авиационная база Саваслейка в составе одной эскадрильи самолетов Миг-31, силами которой выполняются поставленные боевые задачи. Су-27 были убраны по другим полкам.
- Сегодня дефицита в авиатопливе нет, – рассказывал в 2010 году в интервью газете «Нижегородская правда» заместитель командира Саваслейской авиационной базы по лётной подготовке, гвардии майор Юрий Анатольевич Ковалев. - В этом смысле для авиации вернулись хорошие времена. Жилой фонд у нас в полном порядке и зара
ботная плата неплохая, выплачивается вовремя и даже с премиями. Мы выполняем полёты как минимум по три смены в неделю, а, если требуется, то и по четыре. Соответственно, летчики набирают по подготовке практически уже советские нормы: по 100 и более лётных часов каждый год. Это значительно повышает профессиональный уровень, позволяет выполнять сложные боевые задачи. Одним из необходимых средств первоначального обучения лётного состава является специальный тренажёр. Особенно это касается отработки распределения внимания при заходе на посадку и при выполнении фигур пилотажа в пилотажных зонах. Не менее важен тренажёр при отработке полета по маршруту и боевого применения самолёта. Сегодня он модифицирован, то есть получил необходимую компьютерную начинку, современную систему визуализации. При «полёте на малых высотах» позволяет лётчику видеть детализированную землю, создает эффект реальности происходящего.
Когда в наши дни небо над Кулебаками разрывается мощью реактивной тяги нам всем бы следовало вспоминать строчки знаменитой песни из кинофильма «Истребители»:
Любимый город другу улыбнётся -
Знакомый дом, зелёный сад, весёлый взгляд…
Использованы материалы книги "Кулебаки. В краю родном", 2012