Повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях»

  • 13 Февраля 2019, 11:58

С 1 января 2019 года вступила в силу норма, закрепленная частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2018 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях

В соответствии с указанной нормой лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в размере  25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, на весь период их проживания в сельской местности.

Таким образом, повышение фиксированной выплаты устанавливается только к двум видам страховой пенсии – по старости и инвалидности – при одновременном наличии трех условий:

1)  отработать в сельском хозяйстве не менее 30 календарных лет;

2)  повышение устанавливается только неработающим пенсионерам;

3) повышение фиксированной выплаты устанавливается только на период проживания сельской местности.

В соответствии с частью 16 статьи 17 Закона от 28 декабря 2018 года № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, а также правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.

На этом основании Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440 утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Периоды работы до 1 января 1992 года на территории Российской Федерации (бывшей РСФСР) в шести типовых для советского периода сельскохозяйственных организациях (колхоз, совхоз, машино-тракторная станция, крестьянское (фермерское) хозяйство, сельскохозяйственная артель  и межколхозное предприятие) засчитывается в сельский стаж независимо от  наименования  производства, а также независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности (например, строитель, бухгалтер, начальник отдела кадров, сторож и т.п.).

Это исключение установлено в связи с тем, что многие организации прекратили свою деятельность, их архивы зачастую не сохранились, а из имеющихся документов в большинстве случаев невозможно определить наименование профессии и должности. Зачастую в трудовых книжках того периода встречаются записи типа: «Принят(а) на разные работы в совхоз», «разнорабочий совхоза», «рядовой колхозник в колхозе» и т.п.  

Периоды работы в сельском хозяйстве, имевшие место после 1 января 1992г., засчитываются в сельский стаж в соответствии со Списком, утверждённым Правительством.

В Список включены более 500 наименований сельскохозяйственных профессий, должностей и специальностей. И он был бы еще шире, если бы некоторые профессии и должности не были включены в Список под общим наименованием. Например, рабочие всех наименований, агрономы  всех наименований. Однако, в стаж работы в сельском хозяйстве по категории «рабочие всех наименований» не могут быть учтены периоды трудовой деятельности работников бытовых (служебных) помещений, административных зданий колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций,  например, истопников, сторожей, уборщиц школы, детского сада или конторы.

Таким образом, профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве,  например, Списком предусмотрены водители, но если из документов усматривается что работал личным водителем директора совхоза или водителем колхозного школьного автобуса, то право на включение такого периода в сельский стаж отсутствует.

Что касается КФХ, то на практике также возникают вопросы, связанные с применением Списка в отношении глав и членов КФХ. В частности, может ли засчитываться в сельский стаж индивидуальная предпринимательская деятельность, связанная с сельским хозяйством? Или как поступать, если глава КФХ зарегистрирован индивидуальным предпринимателем?

Свою правоспособность КФХ приобретает только с момента государственной регистрации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Главой КФХ может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.  В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации главы КФХ признаются индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, вопрос о включении в сельский стаж предпринимательской деятельности напрямую зависит от регистрационного учета, которым должно подтверждаться ведение крестьянского (фермерского) хозяйства.

Общие правила исчисления сельского стажа заключаются в том, что в него включаются периоды работы, которые (на которые):

1) осуществлялись в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком;

2)  выполнялись на территории Российской Федерации;

3) начислялись (уплачивались) страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исключение из данного правила установлено в отношении периодов работы, которые выполнялись на территории бывших Республик СССР до 01.01.1992г., данные периоды засчитываются в сельскохозяйственный стаж только при условии выполнения работ в профессиях, должностях и организациях, предусмотренных Списком.

Второе исключение предусмотрено самим Списком в отношении работы на территории Российской Федерации до 1992 года в колхозах, на машино-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах и  артелях (сельскохозяйственных), засчитывается в стаж независимо от наименования профессии и уплаты страховых взносов.

Исходя из положений статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ размер повышения фиксированной выплаты составляет 25 процентов от фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности.

С 1 января 2019 года  сумма повышения составляет -1333,55 руб. (25 процентов от 5334,19 руб.).

Нашим Управлением с 01.01.2019г. произведён перерасчет фиксированной выплаты с установлением повышения за работу в сельском хозяйстве — 75 получателям пенсии, проживающим в сельской местности.

В связи с обращениями граждан, проживающих в рабочих посёлках Велетьма и Гремячево, дополнительно сообщаем, что данные рабочие посёлки не отнесены к сельским населённым пунктам городского округа город Кулебаки, а значит, несмотря на то, что у пенсионеров, проживающих в рабочих посёлках, имеется 30 и более календарных лет стажа работы в сельском хозяйстве, права на установление повышенного размера фиксированной выплаты они не имеют.

По всем возникающим вопросам просьба обращаться в клиентскую службу Управления ПФР (приемные дни: с понедельника по четверг с 8.00 до 17.00, в пятницу с 8.00 до 16.00) либо по телефону 5-08-99.

Начальник отдела назначения и перерасчета пенсий   О.А.Дудина