"ТЕРЕМ ТОТ ВЫСОКИЙ"

  • 14 Июля 2016, 15:56

В конце XIX века в Кулебаках стала налаживаться достойная культурная жизнь для всех слоёв населения. Сами рабочие, мастеровые, крестьяне активно вовлекались в самодеятельное творчество. Для этих целей было построено самое красивое здание города Кулебаки, которое справедливо стало его «визитной карточкой»

Именно построено – а не привезено со Всероссийской Нижегородской промышленной и художественной выставки 1896 года. Наш знаменитый «Теремок» никогда не был срубом Царского (Императорского) павильона, а был специально спроектирован в 1897 году и утверждён всё тем же директором-распорядителем Коломенских машиностроительных заводов Амандом Струве!
Автор исследования «К истории строительства здания музея Кулебакского металлургического завода (бывшего народного дома) В.В. Краснов, представивший отчёт о проведённой работе самому музею и опубликовавший его в электронном издании «Открытый текст» (http://www.opentextnn.ru) доказал это с помощью архивных документов бесповоротно:
«Версия Т.П. Виноградовой о том, что в Кулебаки была перевезена «одна из выставочных построек», а именно здание («сруб») Царского (Императорского) павильона, легла в основу последующих публикаций о кулебакском «Теремке».
Однако это утверждение является ошибочным:  здание Царского павильона, «высочайше пожалованное» Нижнему Новгороду в августе 1896 года, продолжало оставаться на своем первоначальном месте и после того, как было принято решение (в октябре 1902 года) о разборке его наиболее ценных частей и использовании их для строительства нового здания городской думы. Спустя несколько лет, в феврале 1909 года, в городскую думу Нижнего Новгорода поступило ходатайство от правления общества «Забота о детях» с просьбой передать павильон в его ведение. В обращении указывалось на бедственное состояние Царского павильона: «Здание… стоит и до сего времени на старом месте без призора и обихода. Весь низ его подгнил и оно готово разрушиться вконец, если не будет предпринято никаких мер для его реставрации». Особо подчеркивалось, что здание «необходимо реставрировать и потому, что оно имеет для Нижнего Новгорода историческое значение, так как в нем в 1896 году пребывал ныне здравствующий венценосец».
Но передача Царского павильона этой общественной организации не состоялась: слишком велика была сумма, необходимая для производства «основательного ремонта». Летом 1912 года власти Нижнего Новгорода решили переоборудовать павильон под одно из городских училищ… В 1915 году в Царском павильоне размещался 33-й сводный эвакуационный госпиталь, а затем в нем предполагалось устроить Канавинскую заразную больницу.
Таким образом, здание выставочного Царского (Императорского) павильона простояло на своем месте всё дореволюционное время и не имело никакого отношения к зданию народного дома при Кулебакском горном заводе. При очевидном внешнем сходстве, эти здания имеют разную историю. Кроме того, нельзя говорить и о связи здания Кулебакского народного дома с какой-либо иной постройкой Всероссийской выставки 1896 года – данные об этом не выявлены.
Проект на постройку народного дома в селе Кулебаках датируется октябрем 1897 года (хранится в фондах Кулебакского музея). Он был утвержден к исполнению известным русским инженером, генерал-лейтенантом А.Е.Струве, с 1882 года занимавшего должность директора-распорядителя АО Коломенских машиностроительных заводов, в состав которого входил Кулебакский горный завод. Практически сразу же после этого заводская администрация принимает решение о строительстве специального «здания для чтений и спектаклей» для своих рабочих и служащих.
Представляется вероятным, что в основе проекта лежит один из «схематических планов», разработанных гражданским инженером, действительным членом Санкт-Петербургского общества архитекторов Владимиром Николаевичем Пясецким…
Главным требованием являлось непременное наличие «большего или меньшего зрительного зала с постоянной сценой или только с эстрадой, смотря по величине… села или города». Этот зал должен был служить «для чтений, концертов, живых картин, представлений, танцевальных вечеров и тому подобных развлечений»… В соединении с главным залом предполагалось устройство помещений меньшего размера – для чайной или буфета и «читальной», причем эти помещения следовало расположить так, чтобы «зрительный зал, чайная и читальня могли функционировать независимо друг от друга»…
Разработанные В.Н.Пясецким четыре типа зданий одноэтажных народных домов не были «полными нормальными проектами». Они представляли собой «руководящие схемы планов, определяющие желательное взаимоотношение различных помещений зданий для народных развлечений, с тем, чтобы предоставить местным строителям возможность составлять по этим схемам полные проекты, сообразно имеющимся… средствам и потребностям…
Непосредственный автор проекта народного дома в Кулебаках не установлен… Весь облик главного фасада деревянного здания говорит о приверженности автора «фольклорному направлению» русского стиля, наиболее ярко выразившемуся с середины 1870-х годов в творчестве архитектора И.П. Ропета (Петрова), опиравшегося на традиции народного искусства. Стиль этот критиковался уже современниками (его называли «пряничным», «петушиным», «ропетовщиной»), однако именно он на длительный период времени определил характер деревянной застройки пригородов, дачных поселков, провинциальных городов…
Само строительство здания было окончено в 1899 году. В опубликованных в «Нижегородских губернских ведомостях» путевых заметках одного из корреспондентов, посетивших Кулебаки летом этого года, отмечалось, что «на заводе недавно окончен постройкой театр, который будет служить и концертной залой, и аудиторией для чтений, и т.п.»…
Первые спектакли в Кулебакском народном доме прошли в конце 1899 – начале 1900 годов. Летом следующего, 1901 года, Кулебаки посетил камергер императорского двора, министр внутренних дел Дмитрий Сергеевич Сипягин (1853-1902), совершавший поездку по Нижегородской губернии. Знакомясь с жизнью завода и села, он побывал и в новом народном доме.
Со временем народный дом становится центром культурно-просветительной работы в Кулебаках - в нём устраивались спектакли, рождественские ёлки, маскарады, народные гуляния в саду. Точных данных о количестве спектаклей, поставленных на сцене народного дома за все дореволюционное время, не имеется. Очевидно, как и в большинстве других народных домов, постановки не были регулярными. Так, в сентябре 1911 года было дано 5 спектаклей, в октябре того же года – только один; в январе 1912 года – 2, в апреле 1912 года – 4, в ноябре 1912 года – 3 и т.д.
В репертуаре присутствовали как классические произведения («Тарас Бульба», «Мазепа» и др.), так и произведения, написанные специально для подобных аудиторий, в основном – комедии и драмы. Сам репертуар не выходил за рамки разрешенных к постановке на сценах народных домов пьес, список которых был непостоянен и менялся в зависимости от внутриполитической ситуации в стране. Время проведения всех «общественно-зрелищных» мероприятий утверждалось уездным исправником.
С весны 1912 года начинают устраиваться сеансы кинематографа (электро-театра «Модерн»). Первоначально сеансы проходили, в основном, в тёплое время года в Общественном саду, но с августа 1913 года окончательно переместились в само здание. Как следует из отчетов за 1913 год, по числу сеансов кинематограф вышел на второе место, немного уступая театральным постановкам. В целом, за весь этот год было проведено: 32 спектакля, 3 маскарада, 30 сеансов кинематографа, 2 цирковых представления, 4 народных гуляний в саду, 3 концерта, 1 детская ёлка.
С устройством кинематографа в здании народного дома была связана его частичная перепланировка. В соответствии с правилами по устройству и содержанию «театров кинематографов», изданными в мае 1911 года, они могли размещаться как в каменных, так и в деревянных помещениях. Однако, если в каменных зданиях кинематограф мог устраиваться не выше второго этажа, то в деревянных – лишь в уровне первого этажа. Как следует из письма ардатовского уездного исправника (март 1913 года), непременным условием «постановки кинематографа» в Кулебакском народном доме было «точное соблюдение» этих правил. Но из акта осмотра народного дома, составленного в ноябре того же года, следовало, что «аппаратная камера» размещалась «посредине балхона» второго этажа, в проходе между скамьями.
Периодически в здании народного дома устраивались собрания членов Общества народных развлечений, Общества распространения среднего образования, уполномоченных заводской больничной кассы, Общества потребителей...»
Следует добавить к данному исследованию, что вместе со строительством Дома народных развлечений началось и основание парка культуры и отдыха – красивейшего места в Кулебаках по сей день. Площадью около 18 гектаров, он был создан на основе хвойного леса, основной породный состав которого – сосны полнодревостойные высотой 27-30 метров. Их возраст – боле 100 лет. О близком залегании к поверхности грунтовых вод напоминают деревья пониженной части парка: берёза пушистая, ивы козья, ломкая и пепельная.
В то же время был разработан проект Летнего театра, его строительство завершилось в 1910 году.
Для соблюдения противопожарных мер в парке вырыли водоём (пруд), который затем был благоустроен. Искусственный водоём с островком в середине, на который ведёт легкий металлический мостик – самое интересное место и главный композиционный акцент парка. Через весь сосновый массив проходят аллеи, связывающие здание «Теремка» с водоёмом. Так что, гуляя по ним, стоит вспомнить, что пользуемся красотой, обустроенной для нас ещё во времена Российской империи.
По материалам книги «Кулебаки. В краю родном», 2012 год