Пер. Шмидта. Пер. Челюскинцев. Если спросить сегодня молодое поколение: «Кто такие челюскинцы? И почему их именем называется переулок в нашем городе?», пожалуй, мало кто ответит верно. А между тем в 1934 году челюскинская ледовая эпопея вызвала в стране такой резонанс, который можно сравнить разве что с полетом в космос Юрия Гагарина. Давайте вновь обратимся к истории.
Отто Юльевич Шмидт (1891-1956) - известный советский ученый, внесший свой большой вклад в науку, полярник, математик, географ, геофизик, астроном - очень прогрессивный для своего поколения человек. В 1930-1934 годах руководил знаменитыми арктическими экспедициями на ледокольных пароходах «Седов», «Сибиряков» и «Челюскин». Именно грандиозная кампания по спасению более 100 человек - членов полярной экспедиции под его руководством на борту нового ледокола «Челюскин», раздавленного льдами и затонувшего в феврале 1934 года в Чукотском море, и сделала Шмидта международным героем. Высадившихся прямо на льдину в открытом море и дрейфовавших вместе с ней два (!) месяца людей эвакуировали на самолетах. Вся страна встречала спасенных участников арктического рейса, как национальных героев, с триумфом, Москва ликовала, репортажи о встрече заняли первые полосы едва ли не всех советских газет, в том числе и нашей газеты «Кулебакский металлист» от 21 июня 1934 года.
Логично предположить, что именно тогда же, - в 1934-1935 годах - в честь знаменитых полярников и их руководителя-ученого и появились в Кулебаках и переулок Шмидта, и переулок Челюскинцев, носивших еще с дореволюционных времен простонародные названия. Наряду с ними, более 100 лет назад были в Кулебаках и Кузин переулок (ул. Коммунистическая), и Панин переулок (ул. Чкалова), а также Рыжов, Мальсанов, Чендаков переулки, которые звались по имени или фамилии проживавших на них богатых людей. Конечно, после революции и в первые десятилетия Советской власти эти улочки, проулки, переулки, с годами уже приросшие новыми домами и благоустраиваемые, получили новые названия в духе времени. Так без малого 90 лет назад в Кулебаках, едва успевших к тому времени стать городом, появился переулок в честь О. Ю. Шмидта - будущего Героя Советского Союза. При том, что высокого этого звания Отто Юльевич был удостоен немного позднее - в 1937 году - за руководство организацией дрейфующей станции «Северный полюс-1».
Ул. Леваневского
Говоря об отважных челюскинцах, нельзя не сказать и о подвиге 7 полярных летчиков, которые спасали людей от верной гибели в 40-градусный мороз в ледяном плену. Они совершили поистине невозможное! Именно для них 16 апреля 1934 года и было специально учреждено самое почетное звание страны - Герой Советского Союза, которого Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов и Иван Доронин были удостоены уже 20 апреля 1934 года.
Очевидно, тогда же, в 1930-ые годы, вслед за пер. Шмидта и пер. Челюскинцев еще одна из старых улиц нашего города в районе колхозного рынка получила новое имя в честь одного из первых Героев Советского Союза Сигизмунда Александровича Леваневского. Предположительно, переименование это могло произойти как в 1934-35 годах после триумфального спасения челюскинцев, в котором Леваневский тоже участвовал, так и в 1937 году - после его возможной трагической кончины в возрасте 35 лет. Пилотируемый им самолет в составе 6 человек экипажа пропал без вести 13 августа 1937 года во время полёта из Москвы в США (штат Аляска) через Северный полюс. К сожалению, организованные в СССР и США поиски потерявшего связь самолёта результатов не дали.
Сведений об ул. Леваневского в Кулебаках, кроме как упоминания в районной газете «Кулебакский металлист», к сожалению, не обнаружено, да и в памяти народной это название как-то не закрепилось, а значит, просуществовало оно относительно недолго - может, с десяток-другой лет. А между тем, как свидетельствует «КМ» 1946 года, улица эта была достаточно длинной - 37 домов. Поэтому, учитывая ее по протяженность и возможное пересечение с пер. Челюскинцев, по территориальному принципу можно предположить, что улицей имени Героя Советского Союза, советского летчика польского происхождения С. А. Леваневского ранее вполне могла быть нынешняя ул. Рекордов (если об этом не найдется официальных сведений). Но это, повторим, лишь одна из версий. Данных о переименовании пока не обнаружено, но кто знает, что готовит нам интереснейшая наука - история…
Ул. П. Осипенко (бывшая Станционная улица)
Свое новое название бывшая Станционная улица в центральной части нашего города получила в честь Полины Денисовны Осипенко (1907-1939) - знаменитой советской лётчицы, установившей 5 (!) международных авиационных рекордов среди женщин. Звания Героя Советского Союза она была удостоена в 1938 году за выполнение перелёта на Дальний Восток из Москвы в Комсомольск-на-Амуре на самолёте АНТ-37 «Родина», когда был установлен рекорд по дальности перелёта среди женщин протяжённостью 6450 км (по прямой - 5910 км). Через год, 11 мая 1939 года, П. Д. Осипенко погибла во время учебно-тренировочных сборов на новом самолёте УТИ-4.
Сведений о переименовании этой улицы в наших источниках пока тоже не удалось обнаружить, но можем предположить, что свое новое название улица получила еще до войны. Возможно, память о летчице-герое была увековечена в названии улицы нашего города либо в год присвоения Полине Осипенко высокого звания (1938), либо в год ее гибели (1939).
Небольшая эта улица (с десяток домов) находится в секторе индивидуальной жилой застройки в районе металлургического завода недалеко от ул. Воровского - почти центра города. Интересно, что нумерация домов здесь начинается с № 17, потому как первых 16 домов на улице просто нет. С 1973 года они были поэтапно снесены в соответствии с Генеральным планом развития Кулебак, который предусматривал, в частности, территориальное расширение производственных площадей металлургического завода. Вместе с первой половиной улицы П. Осипенко здесь так же поэтапно были частично снесены улицы Тешинская, Тимирязева, Рахманова, Станционная, и полностью ушли в небытие улицы 2-я Золяная и Краснофлотская.
К сожалению, в 2018 году при пожаре был уничтожен и знаменитый раритет этой улицы - давно расселенный ветхий деревянный дом №17 по типу казармы в 2 этажа, который был задействован в съемках 12-серийного сериала «Обнимая небо», вышедшего в 2014 году. Это фильм о настоящих мужчинах - летчиках, офицерах - и вместе с тем о настоящих чувствах и настоящей любви, пронесенной с юности через многие годы. Некоторые из основных эпизодов сериала были сняты у нас в Кулебаках и на авиабазе в Саваслейском гарнизоне. По сценарию, именно в этом доме на ул. П. Осипенко находился детдом, в котором после смерти матери жили главный герой, летчик-истребитель Ваня Котов (А. Петров) и его младший брат Пашка (З. Кабанов). Старый этот дом, как и зеленые улочки Кулебак наряду с предметами обихода прекрасно передали атмосферу и антураж 1980-х годов, в которых начинается действие сериала. В настоящее время по этому адресу находится общественная русская баня на дровах, недавно открывшаяся после пожара.
А теперь напомним нашим читателям, что прежнее название ул. П. Осипенко - Станционная улица - пошло от железнодорожной станции Кулебаки на узкоколейной железной дороге Кулебаки - пристань Липня (пригород соседнего Навашина) на реке Оке, проложенной в Кулебаки давным-давно - 125 лет назад. В то время Ока служила основным путём для транспортировки оборудования и продукции Кулебакского горного завода. В 1894 году железная дорога КГЗ протяжённостью около 32 км вступила в строй. Тогда же, в 1890-ых годах, на станции Кулебаки был построен деревянный железнодорожный вокзал (сейчас это территория АО «Русполимет» возле корпуса № 172), а на самой железной дороге - станции в Кулебаках (знаменитая «Юльина») и в селах Саваслейка, Липня и Мордовщик. Наверняка, кулебачане старших поколений еще помнят название станции «Юльина» (дореволюционное название - Юльинский разъезд), что была на месте нынешнего перекрестка улиц Воровского и П. Осипенко. По одной из неофициальных версий, станцию назвали так в честь дочери одного из управляющих горного завода, и предназначалась эта станция для посадки привилегированных пассажиров - как правило, представителей местной интеллигенции, администрации завода и командировочных специалистов, приезжавших на горный завод.
В 1957-58 годах к большому празднику - 40-летию Великого Октября - взамен старого деревянного на станции было построено новое красивое каменное здание вокзала. Немногим позже зданию был надстроен второй этаж. На привокзальной площади был разбит сквер, где в 1965 году к 20-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне был установлен памятник погибшим в годы войны работникам железнодорожного цеха металлургического завода в виде макета паровоза, поднятого на постамент. В 1987 году на памятнике была установлена доска с поименным списком погибших в годы войны железнодорожников - 129 человек. Постепенно по мере сокращения железнодорожных перевозок в завод и в рамках переустройства и благоустройства территории металлургического завода станционная проходная была демонтирована, а памятник погибшим в годы войны железнодорожникам («паровозик») перенесен на территорию АО «Русполимет», где находится по настоящее время.
Особенно много грузов возили в Кулебаки по железной дороге в 1950-60-е годы. Вот как вспоминает об этом ветеран завода металлических конструкций, прошедший путь от стропальщика до заместителя генерального директора по транспорту, В. А. Куратов: «…возили: металлолом, флюсы, чугун в чушках, блюмсы, слябы (заготовки для прокатки уголка и листа), уголь, кокс - для металлургического завода; металлопрокат, строительные материалы - для завода металлоконструкций; муку - для хлебозавода, продукты - торгу, бензин - нефтебазе, и многое другое. В месяц грузилось и отправлялось: около 1000 вагонов продукции металлургического завода, 180 вагонов - продукции завода металлоконструкций, 150 вагонов пиломатериала и другие мелкие отправки…
…Каждые сутки в определенное по графику время из завода в Навашино отправлялись четыре грузовых поезда (столько же и обратно), два пассажирских и два рабочих - до Саваслейки. Движение было почти беспрерывным, лишь с небольшим интервалом. И как только жители близлежащих к железной дороге домов терпели стук колес, свист гудков, шипенье паровозов?!.»
Ближе к середине 1970-х годов пассажирские перевозки до ст. Мордовщик были прекращены, вокзал закрыли, а в 2006 году его практически разрушенное и заброшенное здание и вовсе снесли. До 2000-х годов по узкоколейке еще курсировал поезд в садовые товарищества п. Первомайский и с. Саваслейка, но потом и эти рейсы сошли на нет. Со временем неиспользуемое железнодорожное полотно разрушалось и в конце концов пришло в негодность. В 2019 году транспортный путь от АО «Русполимет» до Навашино был полностью закрыт и демонтирован. Так, спустя 125 лет, закончилась история Кулебакской железной дороги - одной из старейших в России.
Историческим объектом, сохранившимся на ул. П. Осипенко до наших дней и представляющим краеведческий интерес, является бывшая подстанция Горьковской государственной районной электростанции (ГоГРЭС) в г. Балахне, построенная на этой улице почти 100 лет назад для подачи электроэнергии от Балахнинской ГРЭС на Кулебакский металлургический завод. Подключение завода в 1926 году (к своему 60-летию) к Балахнинской ГРЭС (ныне - Нижегородская ГРЭС им. А. В. Винтера) имело огромное значение как для самого предприятия, так и для организаций и учреждений Кулебак в целом. В настоящее время подстанция, несмотря на возраст, продолжает функционировать как ПС 110/35/6 кВ филиала «Кулебаки» «Нижновэнерго» ПО «Южные электрические сети».
По материалам архива газеты «КМ», музея истории и краеведения им. бр. А. и Г. Струве, кулебаковеда А. В. Маскаева и открытых источников в сети Интернет подготовила Ольга ЕЖОВА.
Окончание следует.