О повышении качества математического образования

  • 20 Октября 2016, 09:15

Повышение качества математического образования - одно из из приоритетных направлений развития муниципальной образовательной системы в городском округе город Кулебаки и залог успешной жизни в современном обществе.

24.12.2013 года распоряжением Правительства РФ утверждена Концепция развития математического образования в РФ, которая определила основные стратегические направления развития математического образования в России.

В Концепции отмечается: «Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов».

В связи с этим одним из приоритетных направлений развития муниципальной образовательной системы является повышение качества математического образования в образовательных организациях городского округа.

В 2015-2016 учебном году проводилась  системная работа по решению проблем развития математического образования. Она включала деятельность по повышению квалификации учителей математики, работу методических объединений учителей математики на муниципальном уровне и в образовательных организациях, проведение практикумов и семинаров по наиболее сложным разделам математики, по подготовке обучающихся к ГИА, проведение школьного и муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике, муниципальные олимпиады школьников 4-7 классов по данному предмету.

В результате проведённой работы удалось добиться следующих результатов:

1. По итогам ГИА по математике в 9 классах в 2016 году средний балл вырос по сравнению с 2015 годом с 17,6 до 18,9 балла, средняя экзаменационная отметка – выросла с 3,8 до 4, уровень обученности составил 100%, качество обученности  выросло с 74,5% до 87,2%.

2. По итогам ЕГЭ по математике (профильный уровень) доля обучающихся, сдавших ЕГЭ возросла с  82,31%  в 2015 году до 89,84%  в 2016 году (в 2016 году ЕГЭ по математике не сдало 13 человек, в 2015 году – 26 человек). Средний балл по итогам ЕГЭ вырос с 42 баллов в 2015 году до 46,46 баллов в 2016 году (среднеобластной показатель - 46,72 балла). Доля обучающихся, набравших баллы в интервале 60-100 – 28,13% (36 чел.) (по РФ - 25,88%), в 2015 году – 14,29% (21 чел.).

Рейтинг образовательных организаций округа по итогам ЕГЭ:

  • 1 место – лицей № 3 (52,39 балла),
  • 2 место – школа № 1 (52,09 балла),
  • 3 место – Саваслейская школа (50,86 балла).

Лучшие результаты показали Логинов Владимир  (МБОУ школа № 9) – 80 баллов, Чиндясов Егор (МБОУ школа № 6) – 78 балловКоновалов Андрей (МБОУ школа № 1) – 76 баллов.

Г.о.г.Кулебаки по итогам ЕГЭ по математике (профильный уровень) занял 17 место в областном рейтинге (из 52 муниципальных районов и городских округов области, в 2015 году – 34 место).

3. По итогам ЕГЭ по математике (базовый уровень) средняя экзаменационная отметка выросла с 3,81 в 2015 году до 4,02 в 2016 году.

4. За последние 5 лет все учителя математики прошли курсы повышения квалификации. По итогам аттестации педагогических работников из 34 учителей математики округа  3 учителя математики имеют вышую квалификационную категорию, 25 – первую квалификационную категорию.

Управлением образования, объединением учителей математики разработан Комплексный план мероприятий по повышению качества математического образования на 2016-2017 учебный год, который включает 2 раздела: совершенствование системы организационно-методического сопровождения учителей математики и  подготовка к государственной итоговой аттестации учащихся общеобразовательных организаций.

В первом разделе предусмотрены следующие мероприятия:

1) участие в федеральном мониторинговом исследовании качества математического образования в 4-5 классах (декабрь 2016 года, апрель 2017 года), который позволит соотнести уровень математического образования в городском округе со среднероссийским уровнем;

2) проведение семинаров, практикумов, мастер-классов на базе общеобразовательных организаций, имеющих высокие результаты по математике в рамках проведения ГИА по математике, по темам курса математики вызывающим наибольшие затруднения в рамках сдачи ГИА;

3) формирование муниципального  банка лучших педагогических практик, методик и технологий (в электронном  виде)   учителей математики округа;

4) организация школьного и муниципального этапов и участие в областном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике;

5) проведение муниципальной олимпиады  по математике для учащихся 3-4 классов, 5-7 классов;

6) организация участия обучающихся округа в творческих конкурсах, направленных на развитие математической грамотности и математической культуры в соответствии с перечнем мероприятий регионального и всероссийского уровня;

7) размещение   в  СМИ  материалов о  развитии математического образования в г.о.г.Кулебаки;

8) организация прохождения курсовой подготовки и повышения квалификации учителей математики;

9) оганизация целевого обучения учителей математики.

Второй раздел включает:

1) Организация практикумов, мастер-классов для учителей математикии по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ;

2) организация работы творческих групп учителей математики 9-х «Система работы учителя при подготовке к ОГЭ»;  учителей математики 10-11-х классов «Система работы учителя при подготовке к ЕГЭ»

3) проведение промежуточной аттестации обучающихся 9, 11 классов, пробных ОГЭ и ЕГЭ по математике.

Работа по повышению качества математического образования – это сложный и многогранный процесс, который требует совместных усилий управления образования, руководителей образовательных организаций, постоянного самосовершенствования учителей математики. 

Начальник управления образования А.Н.Шаблов