Обновленные ФГОС

  • 13 Июля 2022, 16:50

Какие изменения произойдут в школе в сентябре 2022 года

Последние десятилетия в образовании отмечаются значительными изменениями, связанными с введением федеральных государственных образовательных стандартов, которые должны существенно повлиять на качество образования в России.

В сентябре 2022 года грядут очередные перемены. В связи с этим вспоминаются слова китайской народной мудрости: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Но в преломлении к сегодняшнему дню продолжить ее можно так: «Если вы не сможете воспользоваться ПРЕИМУЩЕСТВАМИ этих перемен».

Время действительно интересное, потому что в мире перемен делаются новые научные открытия, появляются новые технологии, новое производство, новая экономика и, конечно, новое образование, которое призвано обучать и воспитывать человека нового мира. Именно это должны сделать ФГОС, обновленные федеральные государственные образовательные стандарты, которые вводятся с 1 сентября 2022 года. Чтобы понять, в чем новизна будущих стандартов, вспомним, с чего все начиналось.

Итак, Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС - это фундамент образовательного процесса. Основная задача ФГОС - создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение. ФГОС обеспечивает преемственность образовательных программ. Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы.

ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации.

Какие бывают ФГОС? На каждой ступени образования - свои стандарты:

- ФГОС начального общего образования (1-4 классы),

- ФГОС основного общего образования (5-9 классы),

- ФГОС среднего общего образования (10-11 классы),

- ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

         ФГОС принято делить на три поколения - в зависимости от того, в каких годах они применялись.

Первые ФГОС (первое поколение) были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образования: темы, дидактические единицы и т.д.

ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребенка. Много внимания  было уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам второго поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Внедрение ФГОС НОО и ФГОС ООО с 01.09.2022. Министерством просвещения РФ утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее - НОО и ООО соответственно). Автоматически на новую систему образования с 1 сентября 2022 года перейдут 1-е и 5-е классы, рекомендован также переход учеников 2-4-х и 6-8-х классов. Но для этого родители должны дать согласие.

Чем обновленные стандарты отличаются от действующих?  Их введение связано, в первую очередь, с уточнением образовательных результатов. Образовательные результаты конкретизированы и приведены в соответствие с требованиями времени. Понимание, применение и функциональность - вот три отличительные характеристики новой редакции образовательных результатов обновленных ФГОС. Акцент ставится на развитие способности обучающихся применять предметные знания и умения не только при решении учебных задач, но в ситуациях, приближенных к реальной жизни.

В обновленных ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит.

Следует отметить, что основой содержания образования являются утвержденные концепции преподавания предметов, разработка которых велась в течение последних лет.

Расширена вариативность выбора. Наряду с привычными механизмами вариативности у школы появляется возможность разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов (математика, информатика, физика, химия, биология). Одним из инструментов вариативности выступает и организация проектной деятельности обучающихся в сфере их интересов.

В программах по предметам будет заложена возможность использования электронных и цифровых образовательных ресурсов по каждой теме.

Обновленные ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи.

Новинкой стало введение преподавания школьникам основ экономических знаний. Это вполне вписывается в тренд на практическую ориентацию образования, которая в новых стандартах ставится во главу угла. «Новые образовательные стандарты дают возможность школьникам получать самые актуальные и востребованные навыки и знания, в том числе и знания финансовой грамотности, - отметили в Министерстве просвещения. - Теперь это закреплено на уровне ФГОС как в начальной, так и в средней школе в числе обязательных навыков, которые школьники получают по итогам освоения программы».

Важно, что экономические знания будут преподаваться в рамках существующих предметов. Для начальной школы это, прежде всего, математика и окружающий мир, в средней школе новые модули добавят в преподавание обществознания, математики, географии.

А вот второй иностранный язык теперь исключен из списка обязательных предметов. Его преподавание будет осуществляться при наличии условий в образовательной организации и с согласия родителей. Предполагается также вариативность возможности изучения родного (русского) языка и родной (русской) литературы.

Изменения в воспитательной работе школ связаны с введением рабочей программы воспитания, которая уже реализуется с 2021 года. Основная идея данной программы - это воспитание посредством событийных и ценностно наполненных воспитательных мероприятий, разрабатываемых совместно учителями и учениками, развитие механизмов соуправления, сообществ ребят.

Изменения коснутся и педагогов. Им предстоит регулярное повышение профессиональной квалификации, а также надлежит в полной мере освоить современные методы обучения - в частности, использовать на уроках цифровой контент, интерактивные материалы, адаптировать методики преподавания с учетом цифровых образовательных инструментов.

Насколько значительны грядущие перемены?!

В целом, как отмечают в Министерстве просвещения РФ, изменения ФГОС не носят революционного характера. Скорее они призваны закрепить наработки последних нескольких лет, привести стандарты образовательного процесса в соответствие со сложившейся практикой.

А с точки зрения изнутри, наверное, можно сказать, что правила приводятся к реальности работы в образовании. И это очень положительный момент, когда меняют правила под практику.

Н.Н. Сысуева, начальник отдела методической работы и мониторинга муниципальной системы образования управления образования  администрации г.о.г.Кулебаки