Глубинка с русскою душою

  • 19 Июля 2016, 14:30

Недалеко от Кулебак расположен населённый пункт, который по возрасту годится в ровесники.

Впервые название Саваслейка историки обнаружили в окладной книге 1676 года, найдя в ней такие слова: «Деревня Новая, что словет Саваслейка». Эта дата и станет временем, от которого ведётся отсчёт саваслейской истории, начатая на овраге Севаса или Саввы, как, вероятно, звали первопоселенца этих мест.
Село принадлежало князю Михаилу Черкасскому, графу Петру Шереметьеву, семье Разумовских, а в XIX веке – Сергею Семёновичу Уварову, министру народного просвещения, президенту Академии наук, видному государственному деятелю России и его родственникам. Многие знают его сына Алексея Сергеевича Уварова как известного археолога и основателя Русского исторического музея в Москве, а также его жену, Прасковью Сергеевну, которая была организатором первых археологических съездов. Именно с их стараниями связывают появление на селе каменного храма Святому Духу, построенному в 1848 году, в котором позже появится придел Михаила Архангела и Николая Чудотворца. В документах сохранилось также имя одного из первых священнослужителей села – его звали Стефан.
Именно Уваровы откроют здесь в сосновом бору больницу, новую школу вместе с домиком для учителей. Потомки графа Уварова – С.И. Уваров, ныне английский бизнесмен, приезжал вместе с сыном в мае 2002 года на родину в Саваслейку в бывшее имение своей бабушки.
Исторически через Саваслейку проходил знаменитый Владимирский тракт, по которому шли заключённые на каторгу в Сибирь. Проезжали по тракту и люди знаменитые. В городском округе город Кулебаки каждый человек, который интересовался краеведческими вопросами, знает, что Александр Сергеевич Пушкин по пути в Болдино проезжал через Саваслейку и делал он это неоднократно.
Каких-то обстоятельных подробностей на данный счёт нет, но, когда задумываешься об этом, невольно включается воображение: и вот вместо широкого асфальтированного «хайвэя» с караванами современных авто пред мысленным взором встает лесная «двуколейка» с пушкинским экипажем. Поражался ли Пушкин красотам муромских лесов, мощным торсам вековых сосен с кряжистыми верхушками, неспешным водам овражьих речушек и рубленым избам местных деревень?
Известны письма Александра Сергеевича Наталье Гончаровой, написанные им в Болдино, где он был вынужден задержаться в 1830 году по причине вспышки холеры в европейской части России.
«В Болдине, всё ещё в Болдине! Узнав, что вы не уехали из Москвы, я нанял почтовых лошадей и отправился в путь. Выехав на большую дорогу, я увидел, что вы правы: 14 карантинов являются только аванпостами — а настоящих карантинов всего три.  Я храбро явился в первый (в Сиваслейке Владимирской губ.); смотритель требует подорожную и заявляет, что меня задержат лишь на 6 дней. Потом заглядывает в подорожную. (.....) Вот каким образом проездил я 400 верст, не двинувшись из своей берлоги.
Это ещё не всё: вернувшись сюда, я надеялся, по крайней мере, найти письмо от вас. Но надо же было пьянице-почтмейстеру в Муроме перепутать пакеты, и вот Арзамас получает почту Казани, Нижний — Лукоянова, а ваше письмо (если только есть письмо) гуляет теперь не знаю где и придет ко мне, когда богу будет угодно».
Это письмо было написано в ноябре, а в начале декабря 1830 года Пушкин сообщает Гончаровой следующее:
«Нижний больше не оцеплен — во Владимире карантины были сняты накануне моего отъезда. Это не помешало тому, что меня задержали в Сиваслейке, так как губернатор не позаботился дать знать смотрителю о снятии карантина. Если бы вы могли себе представить хотя бы четвертую часть беспорядков, которые произвели эти карантины,— вы не могли бы понять, как можно через них прорваться».
И всё же, несмотря на все карантинные пертурбации, связанные с холерой и невозможностью встретиться с любимым человеком, в другие свои поездки Александр Сергеевич не мог быть равнодушным, а уж тем более раздраженным по поводу природных щедрот кулебакской земли. Хорошо известно, как великий поэт умел оценить «простую» провинциальную жизнь и её, не менее «простых», участников.
Великие люди, наверное, потому и великие, что где бы они ни были, в пылу какой бы житейской суеты они не проносились мимо, они умудряются зарядить дороги, пройденные ими, положительным духовным потенциалом.
По материалам книги "Кулебаки. В краю родном", 2012