Земля – достояние общее

  • 06 Сентября 2016, 15:09

О муниципальном земельном контроле

Повсюду и во все времена земля имела высочайшую ценность: на земле строятся города, выращиваются продукты питания, растут леса. С техническим развитием общества, с увеличением численности населения ценность земли только возрастает. Но так уж устроено человеческое общество – если есть что-то ценное, найдутся желающие воспользоваться этой ценностью исключительно для себя, не взирая на нужды и интересы общества. Так и по отношению к земле: кто-то пригородил лишнее, кто-то построил без разрешения, кто-то плодородный грунт на свой огород «приватизировал». Вроде бы все ничье. Но это не так – каждый участок земли имеет собственника. Если это не гражданин и не юридическое лицо, то тогда собственник - государство либо муниципальное образование. Использовать землю возможно только при условии оформления необходимых документов, приобретения прав на нее. Кроме того, Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что использование земли является платным. Причем плата эта (земельный налог, арендная плата) в полном объеме поступает в местный бюджет. Таким образом, лица, использующие землю без оформления документов, совершающие иные нарушения земельного законодательства, запускают руку в наш общий карман. Поэтому, для того, чтобы подобные явления происходили как можно реже, в государстве построена система земельного надзора и контроля.
Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется должностными лицами органов местного самоуправления (муниципальными земельными инспекторами) в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Земельный контроль осуществляется посредством проведения проверок (плановых и внеплановых) соблюдения земельного законодательства, а также проведения осмотров и обследований земельных участков. По результатам проверок, в случае выявления нарушений, материалы направляются в орган Государственного земельного надзора для принятия мер административного воздействия. В случае подтверждения факта нарушения на лицо, допустившее это нарушение, накладывается административный штраф. Осмотры, обследования земельных участков проводятся в целях сбора информации для формирования плана проверок, а также, в случае выявления нарушения. для разъяснения гражданам в личной беседе либо в письме, о необходимости устранения нарушения и о способах его устранения.
Муниципальные земельные инспекторы осуществляют контроль за следующими видами нарушений: самовольное занятие земельного участка (использование земли без документов); использование земельных участков не по целевому назначению (не в соответствии с установленной документами категорией или видом разрешенного использования); самовольная уступка права пользования землей, а равно самовольная мена земельного участка; самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.
Штрафы за эти нарушения достаточно велики. Так, самовольное занятие участка обойдется гражданину не менее, чем в 5 тысяч рублей, снятие или уничтожение плодородного слоя – от 1 до 5 тысяч рублей, использование участка не по целевому назначению – не менее 10 тысяч рублей, невыполнение обязанностей по рекультивации – от 20 до 50 тысяч рублей, самовольная мена земельного участка – от 0,5 до 1 тысячи рублей. Для должностных и юридических лиц эти суммы возрастают многократно.
Работа по муниципальному земельному контролю проводится во взаимодействии с органами Государственного земельного надзора, прокуратуры, внутренних дел. О фактах нарушений земельного законодательства любой гражданин или организация может сообщать в администрацию по любым доступным каналам связи (письмо, электронная почта, телефон, личное обращение). Важно, чтобы информация была обоснованной, достоверной и не имела целью «надавить» на соседа для решения спора с ним. Нередки случаи, когда при выходе на место по заявлению выяснялось, что заявитель также является нарушителем земельного законодательства, либо заявитель и есть нарушитель, а у соседа-то как раз все в порядке.
В текущем году на территории городского округа город Кулебаки муниципальными земельными инспекторами были произведены проверки в отношении 38 земельных участков, и проведены осмотры, обследования 32 земельных участков. В результате проверок выявлено 10 нарушений, 5 из которых уже устранены, 3 находятся в процессе устранения. Кроме того, по фактам нарушений возбуждено 2 административных дела. В результате осмотров, обследований земельных участков выявлено 9 нарушений земельного законодательства, 2 из них устранены, возбуждено 1 административное дело. По остальным случаям собственники участков письменно проинформированы о факте нарушения, дан срок его устранения.
В заключение хочется сказать - будьте внимательны к земле, на которой все мы живем, бережно относитесь к ней. Земля – наше общее достояние и беречь ее надо всем вместе.
Получить дополнительную информацию и задать интересующие вопросы можно по телефонам 5-21-87; 5-48-20; 5-70-70.

Заместитель председателя КУМИ  Д.В. Семиловский