Работа военно-учётных органов организаций и учреждений по вопросам организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе в городском округе город Кулебаки Нижегородской области

  • 13 Июня 2019, 13:44

Воинский учет  осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету. Основными требованиями, предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных, характеризующих состояние призывных  и мобилизационных ресурсов.

Бронирование граждан необходимо для того, чтобы в особый период специалисты остались на своих местах, чтобы не допустить остановку производства, не нарушить работу предприятий (организаций). Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности  - в соответствии  с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719  "Об утверждении Положения о воинском учете", приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. N 495 "Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации,  "Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях" (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).

За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

Порядок осуществления органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами и органами местного самоуправления контроля за ведением организациями воинского учета, показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению первичного воинского учета, и критерии оценки деятельности указанных организаций регламентированы приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. № 495.

Согласно законодательства РФ в области воинского учёта, Военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных - не реже одного раза в три года.

В 2018 году военным комиссариатом г.о.г. Кулебаки проведено 24 выездных проверки организаций, расположенных в городском округе город Кулебаки (в том числе с участием специалистов администрации г.о.г. Кулебаки), ), что в три раза больше количества проведённых проверок за 2017 год, а также более 80 сверок с организациями и учреждениями г.о.г. Кулебаки по вопросам полноты и качества выполнения мероприятий воинского учета, бронирования, планирования и выполнения мобилизационных мероприятий.

Анализ  результатов проведенных проверок показал, что воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе, в организациях и учреждениях  городского округа город Кулебаки по сравнению с 2017-м годом остаётся в целом  на должном, удовлетворительном уровне, чему способствовали постоянная работа военного комиссариата  и комиссии городского округа город Кулебаки по контролю за военно-учетной работой и бронированием граждан, пребывающих в запасе, в этом направлении. План проведения проверок выполнен полностью, при этом, как уже сказано выше, проведено проверок в 3-и раза больше в сравнении с 2017 годом. В то же время выявленные недостатки требуют более внимательного отношения к организации воинского учёта. 

В ходе мероприятий по организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, выявлены следующие недостатки:

  • не во всех организациях и учреждениях закреплены лица, отвечающие за военно-учётную работу (в небольших организациях, где мало или нет военнообязанных, организацией военно-учётной работой занимается непосредственно руководитель);
  • сотрудники, закреплённые за военно-учётной работой, не всегда хорошо знают законодательство и нормативные положения в области воинского учёта;
  • не всегда имеется в наличии справочная литература и законодательные акты в области воинского учёта, служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учёта и бронирования;
  • при приёме граждан на работу и увольнении не всегда своевременно испрашивается военный билет и сведения о воинской обязанности, при этом соответствующие отметки  в документации и сообщения в военный комиссариат делаются не своевременно;
  • не все лица, подлежащие бронированию, забронированы;
  • отсутствует план замены предназначенных по мобилизации специалистов;                      
  • не ведётся журнал учёта изъятых военных билетов; сверки военных билетов и личных карточек формы Т-2 не проводятся;
  • сведения об изменениях данных воинского учёта, списки граждан, состоящих на воинском учёте, граждан, подлежащих воинскому учёту, в ВК г.о.г. Кулебаки и другие ВК предоставляется не всегда своевременно;                                      
  • построение картотеки личных карточек (форма Т-2), правильность, полнота  и качество их заполнения не всегда соответствуют требованиям не всегда полно и качественно разработаны функциональные обязанности лиц, осуществляющих воинский учёт
  • схемы оповещения при объявлении мобилизации имеют устаревшие данные (уволенные сотрудники не исключены, вновь принятые – не включены в схему);
  • организации, осуществляющие эксплуатацию жилых помещений (ЖСК, ТСЖ) не всегда своевременно предоставляют сведения о регистрации граждан, пребывающих в запасе;
  • явка работников по вызовам в военный комиссариат через военно-учётных работников и администрацию предприятий осуществляется не всегда своевременно и без напоминаний;
  • органами внутренних дел, дознания и предварительного следствия не всегда предоставляются сведения о возбужденных, прекращённых и направленных в суд делах в отношении граждан, пребывающих в запасе (за 2018 г. получено таких сведений (запросов на предоставление справок о том, состоит ли гражданин на воинском учёте, с указанием сведений о возбуждении в отношении него уголовного дела) - в отношении 146 граждан, сведений о прекращении либо направлении уголовных дел в суд - только одно, в отношении одного гражданина);
  • Федеральным судом (мировыми судьями) не всегда направляются сведения о вступивших в силу приговорах в отношении осужденных к лишению свободы, обязательным, исправительным работам, ограничению свободы и аресту и не направляются их военные билеты (воинские документы) (за 2018 г. не поступило ни одного военного билета (воинского документа).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719 "Об утверждении Положения о воинском учете", приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. № 495 "Об утверждении Инструкции  по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утверждённых Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017, имеется конкретный перечень вопросов, по которым проверяется военно-учётная работа в организациях (приводится ниже):

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ, ПО КОТОРЫМ ПРОВЕРЯЕТСЯ РАБОТА ПО ВЕДЕНИЮ ВОИНСКОГО УЧЕТА И БРОНИРОВАНИЮ ГРАЖДАН, ПРЕБЫВАЮЩИХ В ЗАПАСЕ, В ОРГАНИЗАЦИЯХ.

1. Выделение для военно-учетного стола (работника, осуществляющего воинский учет в организации) специально оборудованного помещения и железных шкафов, обеспечивающих сохранность документов по воинскому учету.

2. Согласование приказа руководителя организации по определению персонального состава и функциональных обязанностей работников по ведению воинского учета, в т.ч. бронированию граждан, с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение) либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.

3. Организация взаимодействия кадрового органа организации с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований) (органом местного самоуправления) по назначению на должность, перемещению и увольнению работников, занимающихся в организациях воинским учетом и бронированием граждан, пребывающих в запасе.

4. Согласование плана работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований), полнота и качество его выполнения.

5. Наличие руководящих документов по вопросам воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях (разработанных Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации), пособий и разработок, указаний военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований).

6. Организация контроля за работой военно-учетного стола (работника, осуществляющего воинский учет в организации) со стороны руководителя, кадрового органа организации и вышестоящего органа, которому подведомственна эта организация.

7. Проведение военно-учетным столом (работником, осуществляющим воинский учет в организации) работы по разъяснению гражданам порядка исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и Положением о воинской учете, информированию граждан об их ответственности за неисполнение указанных обязанностей. Наличие информационных стендов.

8. Соблюдение установленного порядка ведения и хранения личных карточек граждан.

9. Полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках граждан, изучение военно-учетных признаков методом личного общения с несколькими гражданами, пребывающими в запасе (работающими в организации), и проведением сверки учетных данных, содержащихся в документах воинского учета этих граждан, с данными их личных карточек.

10. Проведение сверки сведений о воинском учете, содержащихся в личных карточках со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан и документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и (или) органов местного самоуправления (в том числе с военными комиссариатами других муниципальных образований, в которых работающие в организации граждане состоят на воинском учете).

11. Полнота и своевременность сообщения военно-учетным столом (работником, осуществляющим воинский учет в организации) в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) сведений об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете. Внесение указанных изменений в личные карточки граждан.

12. Проведение военно-учетным столом (работником, осуществляющим воинский учет в организации) мероприятий по проверке у граждан, принимаемых на работу, наличия отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, по выявлению граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) месту жительства (месту пребывания) и принятие мер к постановке их на воинский учет.

13. Полнота и своевременность направления по запросам соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и (или) органов местного самоуправления необходимых сведений о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

14. Полнота и своевременность направления в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований и (или) органы местного самоуправления сведений о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций).

15. Полнота и своевременность представления в соответствующие военные комиссариаты списков граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста.

16. Полнота и своевременность представления по запросам соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований списков граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет.

17. Направление в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) сведений о гражданах женского пола в возрасте от 18 до 45 лет (ранее не состоявших на воинском учете), имеющих (получивших) специальности в соответствии с Перечнем военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет.

18. Выполнение руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций обязанностей по оповещению граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и обеспечению их своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами муниципальных образований. Наличие соответствующих подтверждающих документов (журналов).

19. Организация выдачи работниками, осуществляющими воинский учет  в организации, гражданам расписок о приеме от них документов воинского учета.

20. Наличие Перечня должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе (выписки из него), и организация работы по его применению. Правомерность и своевременность оформления бронирования граждан, пребывающих в запасе. Наличие списка граждан, подлежащих зачислению на специальный учет. Своевременность аннулирования отсрочек от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время граждан, пребывающих в запасе, утративших право на отсрочку, и сообщение в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) (в 5-дневный срок).

21. Наличие бланков удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время, а также бланков извещений о зачислении на специальный воинский учет (далее - бланки специального учета), состояние их учета и порядок хранения в организации. Соответствие учетных данных по бланкам специального учета организации учетным данным по бланкам документов строгой отчетности военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований). Порядок передачи бланков специального учета на время отпуска (болезни) военно-учетного работника. Наличие и правильность ведения книги учета бланков специального учета, книги учета передачи бланков специального воинского учета.

22. Полнота и качество разработки, периодичность уточнения плана мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время. Наличие ведомостей на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.

23. Полнота и своевременность представления в военные комиссариаты муниципальных образований установленной отчетности, в том числе о численности работников организации.

24. Устранение недостатков, выявленных в ходе предыдущих проверок.

Кроме того, имеется конкретный перечень документов по ведению воинского учёта (приведён ниже), которые необходимо разрабатывать и вести во всех организациях:

ДОКУМЕНТЫ ПО ВЕДЕНИЮ ВОИНСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ (перечень).

Документы по ведению воинского учета граждан в организациях изготавливаются организациями по формам, установленным Министерством обороны Российской Федерации.

Каждой организацией (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) приобретаются (получаются) и изучаются настоящие Методические рекомендации, а также разрабатываются (ведутся):

  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • картотека личных карточек формы № Т-2 и Т-2ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
  • служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке  и мобилизации.

Военный комиссариат напоминает, что правильное, качественное осуществление воинского учёта и бронирования есть не только насущная необходимость, но является действенной памятью и уважением к нашей истории, воинским и гражданским подвигам и Победе нашего народа.

Начальник отделения ПППиУМР  военного комиссариата городского округа город Кулебаки  В.И. Шитов

Тел. (8-83176)-5-17-36