На Северном флоте жары не бывает... ВРЕМЯ НА КОРАБЛЕ ИДЁТ СОВСЕМ ПО-ДРУГОМУ

  • 22 Февраля 2022, 13:02

У всех, кто служил в армии, на всю жизнь остаются воспоминания об этом периоде жизни. У каждого они свои. Но иногда, как, например, у нашего земляка Артёма Игоревича Вилкова, они настолько яркие, что просто нельзя не рассказать об этом.

Ему посчастливилось проходить срочную службу на флагманском корабле Северного флота - тяжелом атомном ракетном крейсере «Петр Великий» и участвовать в дальнем походе в приарктические зоны Северного морского пути, который осуществлялся в рамках Морской доктрины государства. Служить на таком корабле очень почетно, сюда попадают по призыву только грамотные и ответственные парни.

- Артём Игоревич, в каком году Вы были призваны в ряды Российской армии и как попали в ВМФ?

- Военную службу я проходил в 2012-2013 г. г. В ВМФ попал совершенно случайно. Настраивался служить в ВДВ, но несколько моих знакомых ребят были призваны в армию в г. Североморск – закрытый военный город, главную базу Северного флота. Вот тогда и мне захотелось побывать на Крайнем Севере нашей страны, о котором знал лишь понаслышке, и проверить себя на прочность. На распределительном пункте в Североморске был откомандирован на ракетный крейсер «Пётр Великий».

Присягу мы принимали прямо на корабле. В первый месяц службы на «Петре Великом» нас знакомили с крейсером, везде сопровождали и водили, как маленьких, чтобы мы не заблудились. Тогда это был самый большой в мире авианесущий боевой корабль с численностью экипажа 900 человек.

- Как проходила служба?

- Только на первый взгляд кажется, что служба на флоте – это кругосветные плавания и сплошная романтика. На самом деле, романтичными были лишь северное сияние да стоявшая по полгода полярная ночь. Вся жизнь на корабле подчинена уставу и расписанию, и время там идет совсем по-другому. Поначалу к этому однообразию было сложно привыкнуть, но потом стало нормально - корабль уже не казался таким большим, а кубрик на 30 человек -  совсем не тесным. Кроме своих основных боевых постов, матросы три раза в день делали приборку корабля, мыли палубу, натирали ее графитом. Служба сделала нас взрослыми людьми, приучила к порядку и дисциплине, умению ладить с людьми. За это время мы сроднились с кораблём и узнали много нового.

- Расскажите немного о самом корабле.

- Как я уже сказал, тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» был на момент моей службы одним из самых современных и мощных кораблей не только ВМФ России, но и мира. Корабль имеет возможность поражения крупных надводных целей и защиты морских соединений от атак  с  воздуха  и  подводных лодок противника. У него неограниченная дальность плавания, он оснащён ударными крылатыми ракетами, способными поражать цели на расстоянии до 550 километров, и может транспортировать вертолёты и другую военную технику.

- Я знаю, что Вы были участником похода в Арктику. Что особенно запомнилось из этого периода службы?

- Поход в Арктику был интересен как военнослужащим срочной службы, так и всему личному составу крейсера, так как по этому маршруту уже долгое время не ходили военные корабли. Было много пересудов о том, каким маршрутом «Петр Великий» пойдет в Карское море. Существуют четыре маршрута. Первый - через пролив Карские ворота между Южным островом Новой земли и островом Вайгач (это пролив часто бывает забит льдом) - самый короткий.  Ледовая обстановка на 9-11 сентября 2012 года была такова, что практически весь Северный морской путь (судоходная магистраль, проходящая вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана) был чист.

И вот 17 сентября 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер Северного флота «Пётр Великий» прошёл пролив Карские ворота и направился в Карское море. В целях обеспечения безопасности мореплавания в северных широтах экипажи вертолетов Ка-27, базирующиеся на борту «Петра Великого», совершили несколько вылетов по мониторингу ледовой обстановки на маршруте перехода корабля.

Во время плавания в приарктических районах зоны Северного морского пути экипажу атомного крейсера предстояло выполнить ряд учебно-боевых задач, предусмотренных планом боевой подготовки: производить стрельбы по подводным и надводным целям, выполнять с корабля вылеты на вертолётах морской пехоты с последующей высадкой на острова и т. д. 

Но самые главные воспоминания, конечно же, связаны с первобытной природой Севера. Арктика, наверное, один из последних уголков нашей планеты, где природа сохранилась в первозданном виде, и куда действительно не ступала нога человека. Моментами приходило ощущение, что мы являемся настоящими первооткрывателями этих мест. Во время похода судно побывало в трёх северных морях - Баренцевом, Лаптевых и Карском. Не раз приходилось встречаться с главными обитателями этих мест - белыми мишками, моржами и тюленями, приспособленными к проживанию в таких суровых условиях.

- Какие отношения сложились с сослуживцами?

- Отличные. Вместе со мной проходили службу ребята из Нижнего Новгорода. Особенно близко подружился с одним из земляков – Юрием Павлихиным. Вместе с ним ни один раз выполняли обязанности рассыльных по кораблю. Со многими из тех, с кем проходил службу, до сих пор поддерживаю связь.

- Не было желания остаться служить на флоте?

- Нет. Соскучился по родным местам, хотя мне и предлагали по окончанию службы подписать контракт и продолжить службу на флоте. А вот ещё раз побывать на Севере я бы не отказался.

- Но в настоящее время вы всё-таки продолжаете службу по контракту?

- Да, но уже в других войсках, близко от дома.

Фото из архива А. И. Вилкова

Галерея