Прикипела, приросла к сельской школе

  • 10 Декабря 2021, 11:17

Как живется – тебе, сельский учитель? О чем мечтается, что считаешь самым важным в своей раз и навсегда выбранной профессии? Об этом и о многом другом - важном и ответственном, как и сама педагогическая стезя, мы говорили с участником всероссийского съезда сельских учителей, советником по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями, руководителем первичного отделения Российского движения школьников (РДШ), преподавателем географии, биологии и химии Мурзицкой школы Е. В. Новичковой. Представляете какая нагрузка?

- Екатерина Вячеславовна, как Вы дошли до жизни такой? Не многовато?

- В самый раз! По окончании кулебакской школы №10, я уже понимала, что хочу быть учителем. Как-то всё к этому шло – занятия в Детском юношеском центре, работа вожатой и в школе, и в ДЮЦе, и в лагере им. А. П. Гайдара. Мне всегда очень нравилось быть в центре событий, что-то осваивать, изучать и обязательно делиться этим с другими. Я росла в этой стихии. Поэтому, не раздумывая, поступила на естественно- географический факультет Арзамасского педагогического института.

- А почему сельская школа?

- Это по судьбе так выпало, но я ей благодарна. Мест по окончании института в городе не было, и директор школы в с. Мурзицы Нина Сергеевна Золотухина, с которой  летом 2010 года работала в загородном лагере, согласилась принять меня к себе на работу. Будучи добрым, отзывчивым человеком, она потом во всем поддерживала молодого преподавателя. И вот уже 11 лет я в этой школе. Если честно, даже никогда не задумывалась о том, чтобы сменить место работы. Предложения работать в городской школе были и есть, но нет – прикипела, приросла к сельской.

Работать в селе может быть и не просто, но есть и свои плюсы. Учительский коллектив – небольшой, дружный, все на виду друг у друга. У нас уютная атмосфера, классы с меньшим числом учащихся, дети более открытые и доверчивые. Да и родители как-то ближе. Село живет более размеренной и спокойной жизнью. Оно меня больше воодушевляет. В общем, зацепило!

- Преподаватель – это понятно, но как появился советник по воспитанию в Вашей биографии?

- И это логично. Почти с самого начала учительской деятельности была классным руководителем, и когда заместитель директора по воспитательной работе Ольга Викторовна Виноградова была назначена директором нашей школы, она предложила мне занять должность методиста по воспитательной работе.

С 2015 года по инициативе нашего президента Владимира Путина стало набирать силу Российское движение школьников, и в целях его развития с 2020 года в школах появились советники по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями.

В советники попала по результатам всероссийского конкурса «Навигатор детства», в котором приняла участие. Мы, советники, напрямую работаем с «Российским детским центром», откуда получаем единые задания и концепции различных мероприятий. Например, 29 ноября был День памяти Зои Космодемьянской, 3 декабря по всей стране прошел «День неизвестного солдата», 9 декабря был «День героев Отечества». Такие мероприятия объединяют всю нашу страну. Мы – звенья одной цепи, одного, всероссийского уровня. И это здорово!

- Что самое важное в этой работе?

- Советник по воспитанию – это человек, который способствует реализации федеральных конкурсов и проектов Российского движения школьников. Теперь наши дети, принимающие участие в общероссийских конкурсных и других мероприятиях, сразу, минуя муниципальный и региональный, выходят на федеральный уровень. Делается это, чтобы сельские школы, школы малых городов по своему состоянию и развитию сравнялись со школами городов-миллионников, чтобы возможности проявить себя были равными для всех.

- Будучи на съезде сельских учителей, Вы приняли участие в «круглом столе» , где обсуждались вопросы организации системы воспитательной работы. Поделитесь?

- 2021 год был особенным. В октябре мне довелось участвовать во всероссийском форуме классных руководителей, а в ноябре – в съезде сельских учителей.

В беседе за «круглым столом» министра просвещения РФ Сергея Кравцова не столько интересовали наши успехи, о которых, мы тоже поговорили, сколько проблемы сельских школ. А они, как оказалось, у всех одинаковые – состарившиеся здания, недостаточная материальная обеспеченность. Нам не хватает современного цифрового оборудования, мы мечтаем о мультимедийных студиях. Нет, например, и комнат для отдыха детей. В наших школах, отмечали его участники, то тут западает, то там…

В стране поставлена задача к 2024 году поднять сельскую школу до городского уровня. Новые школы в больших городах – яркие, современные – мечта да и только. Мы побывали в Красногорской школе, расположенной в одном из районов Москвы. Разноцветные, выдержанные в одном стиле этажи, отличное оборудование – в таком учебном заведении больше радости, а значит, и больше мотивации к образованию. Мы по-хорошему завидуем таким условиям.

А еще на «круглом столе» обсуждались различные формы воспитательной работы – квесты, квизы, геофишинги, другие.

- Из чего складывается процесс воспитания в современной школе?

- Прежде всего, из прожития эмоций. Что это означает? Дети должны проникнуться событием, которое им предлагается к обсуждению, К примеру, примерить на себя судьбу героя, о котором рассказываем, вжиться в его образ. Только тогда будет результат, и ребята легко и откровенно ответят на вопрос «А как бы ты поступил на его месте?».

- И кого мы растим сегодня?

- А задачи все те же – гармонично развитую личность, которая способна любить своё Отечество, уважать родителей, делать правильный выбор, понимать, кто ты и для чего живешь, быть добрым, трудолюбивым… Ценности те же, время другое, а отсюда и несколько другие подходы к воспитанию. Современный школьник отличается наличием более обширной информации, которая поступает не только от учителей или родителей, но ещё и в изобилии льётся с экранов телевизоров и Интернета. Наша задача – помочь им отсечь ненужное, негативное, способное разрушить детскую психику.

С другой стороны, жизнь без Интернета тоже немыслима. Рассказ о какой-то российской достопримечательности не получится полным и наглядным без поисковых систем, Интернет-программ, мессенджеров и т.д. А когда учитель всем этим владеет, то становится ближе к детям. С этой же целью я часто практикую во время занятий флешмобы. Такие небольшие разминки и раскрепощают, и объединяют.

Современным учителям необходимо научить детей ориентироваться, иметь четкий ответ на вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?». В этой связи одинаково ценен и индивидуальный, и групповой подход к воспитанию. При индивидуальном больше доверия, а при работе в небольших группах важно общение, умение высказывать и отстаивать свое мнение, быть услышанным, что очень пригодиться во взрослой жизни.

- О массовых мероприятиях пока не идёт речь?

- В условиях пандемии коронавируса проводить коллективные мероприятия, как это было раньше,  – общие праздники, вечера, акции, в которых участвовали и учителя, и дети, и родители - не получается. А нет взаимодействия, нет и общих, объединяющих эмоций. Все уже давно поняли, что только живое общение дает хороший результат. Детям сначала было прикольно на дистанте, а теперь они категорически против него. Как-то один из классов пришлось отправить на карантин, так он просто взбунтовался: «Будем сидеть в масках, с соблюдением дистанции, при открытых окнах, но только пустите в школу!». Очень надеемся, что такое больше не повторится, и обучение будет привычным - за партами.

- Кроме работы советником, Вы еще и преподаете. Большая нагрузка?

- 27 часов по биологии, химии и географии. Первую половину дня я – педагог, а во вторую одеваю брендовую рубашку и галстук члена РДШ. Переключаюсь, чтобы быть с ребятами на равных. И мне это нравится!

- А дома еще и семья,  как Вы всё это успеваете?

- Более того, я этим живу, причем с радостью. Когда в праздничные дни или в отпуске бываю дома, мне всегда «чего-то не хватает».  Дома тоже часть времени уходит на подготовку к урокам, разработку проектов. Как-то одна из опытных педагогов сказала: «Мы идем в магазин и думаем, что купить, а современная молодежь посты в соц.сетях пишет». Так и есть! Конечно, управляться с домашними делами помогают муж с дочкой. Они у меня понятливые, самостоятельные и очень любимые.

А вообще в жизни многое можно успеть, если правильно распределять время. Мы и детей учим вести планинг своих дел, чтобы успеть и уроки сделать, и в телефоне или в  компьютере поиграть, и на тренировку сходить.

- И в заключение –  Ваше жизненное кредо, Екатерина Вячеславовна.

- Мой педагог Маргарита Александровна Дружкова как-то с восхищением сказала: «Я так горжусь, что в тебе  есть мой отголосок!». Я тоже думаю, что моя задача – видеть в учениках свое продолжение, узнавать в них себя. Это и есть и мое жизненное кредо, и мое счастье.

Ольга Клюшина

Галерея